Представляем вам великолепную документальную работу Кена Бернса — документальный сериал «Джаз», вышедший в свет в 2001 году.


 
Первая полномасштабная история джаза — искусства, ставшего символом двадцатого века. Великолепные, часто уникальные записи звезд мировой величины — Билли Холидей (Billie Holiday), Эллы Фицжеральд (Ella Fitzgerald), Луи Армстронга (Louis Armstrong), оркестров Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Гленна Миллера (Glenn Miller).

Глубокое исследование корней и эволюции жанра. Хроника, воспоминания современников, свидетельства ныне живущих корифеев этого жанра — Дейва Брубека (Dave Brubeck), Уинтона Марсалиса (Wynton Marsalis), Рэя Чарльза (Ray Charles) (на момент съемки).

Сериал «Джаз» снимался шесть лет и обошелся в 13 миллионов долларов (самый дорогой документальный фильм в истории).

Джаз — не просто музыкальное направление, пусть и очень масштабное. История джаза — это история двадцатого века и самых острых его вопросов: о равенстве людей, о расовой и национальной дискриминации, о соотношении искусства и коммерции, о таланте и профессионализме…

Джаз не только обозначал эти проблемы, он решал их — порой мучительно, но искренне и бескомпромиссно. Джаз искал и находил новый, свободный язык, созвучный новой эпохе, способный раскрепостить людей не только в музыке. Вокруг джаза кипели страсти, бушевали скандалы, ломали копья политики — но джаз и сам был политическим движением и затронул жизни всех людей в этом веке — даже очень далеких от музыки.

 

1 серия. «Колдовская похлебка» (Зарождение джаза — 1917)

История джаза начинается в девяностые годы девятнадцатого века в Новом Орлеане, где казалось, сам воздух наполнен музыкой марширующих оркестров, креольскими мелодиями, ариями итальянских опер… Из этого сочного многообразия родились синкопированные ритмы регтайма, щемящие звуки блюза — все то, что совсем скоро, на заре нового века, назовут словом «джаз».

Пока мало кто слышал эту музыку, ее играют только чернокожие музыканты, и лишь в заведениях района красных фонарей, Сторивилля. Но в 1917 году Сторивилль закрывают, музыканты уезжают искать счастья в Чикаго, а оркестр под названием «Ориджинал Диксиленд Джаз Бэнд» (Original Dixieland Jazz Band) записывает несколько пьес, мгновенно ставших хитами. «Джазовая лихорадка» охватывает Америку. Наступает двадцатый век, и вместе с ним — эпоха джаза.

 

2 серия. «Божий Дар» (1917-1924)

Начинаются «бурные двадцатые» — сухой закон и подпольные забегаловки, вольные нравы и быстрые ритмы — десятилетие, вошедшее в историю как «век джаза» (Jazz Age). У джаза отныне две Мекки, два полюса, две великих столицы: Чикаго и Нью-Йорк. Здесь живут и творят два гиганта: Луи Армстронг и Дюк Эллингтон.

Пластинки с записями джаза Пола Уайтмана (Paul Whiteman) расходятся миллионными тиражами. В танцзалах, где играет оркестр чернокожего Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson), яблоку негде упасть. Однако попасть туда могут только белые посетители… В 1924 году Хендерсон приглашает в Нью-Йорк Луи Армстронга и весь мир узнает, что такое свинг.

 

3 серия. «Наш язык» (1924-1929)

В Америке — бурный рост фондового рынка. Джаз звучит повсюду. На авансцену выходят исполнители-виртуозы: Бикс Байдербек (Bix Beiderbecke), юный Бенни Гудмен (Benny Goodman). На песнях «королевы блюза» Бесси Смит (Bessie Smith) возникает новая, негритянская индустрия звукозаписи.

И без того огромная популярность клуба «Коттон» в Гарлеме становится просто невероятной, когда в нем начинает выступать Дюк Эллингтон. Сам Эллингтон, чью музыку радио принесло в каждый дом, — отныне национальный кумир. В это же время Луи Армстронг, его неподражаемые соло, импровизации, пение скат и непревзойденный шедевр — «West End Blues» — открывают новую страницу в истории джаза.

 

4 серия. «Великий утешитель» (1929-1934)

Во времена Великой депрессии джаз — единственная отдушина для подавленной и растерянной Америки. Луи Армстронг совершает переворот в самом понятии популярной музыки и становится первой звездой американской эстрады. Лучшие танцзалы Гарлема покорены новым танцем «линди хоп» в исполнении оркестра Чика Вебба (Chick Webb).

Музыка Дюка Эллингтона перешагнула жанровые рамки и достигла таких высот, что критика объявляет Эллингтона новым Стравинским. Турне Бенни Гудмена ознаменовано блестящим выступлением в Лос-Анджелесе. Звуки его биг-бэнда свели с ума сотни людей, пришедших в зал «Паломар». Теперь они не просто танцуют ночи напролет — они свингуют, ведь наступает «Эра свинга».

 

5 серия. «Свинг: чистое наслаждение» (1935-1937)

Отныне у джаза новое имя — свинг. Под музыку своих кумиров — Томми Дорси (Tommy Dorsey), Джимми Лансфорда (Jimmie Lunceford), Бенни Гудмена и Гленна Миллера — молодежь отплясывает джиттербаг. Билли Холидей — самая талантливая и трагичная певица века делает первые шаги в джазе. А в Чикаго, выступая плечом к плечу на одной сцене, Бенни Гудмен и Тедди Уилсон (Teddy Wilson) совершают революцию и доказывают, что джаз не признает расовой дискриминации.

Бенни Гудмен и Чик Вебб сражаются в знаменитой «Музыкальной битве века» 11 мая 1937 года. Четыре тысячи танцоров, до отказа наполнившие гарлемский танцзал «Савой», становятся очевидцами грандиозной дуэли двух гигантов, после которой Гудмена стали именовать «королем свинга».

 

6 серия. «Свинг: безудержный праздник» (1937-1941)

Великая депрессия продолжается, а джаз переживает свой расцвет. Все сходят с ума от саксофона, и Америка рукоплещет саксофонистам Лестеру Янгу (Lester Young) и Коулмену Хокинсу (Coleman Hawkins). На джазовой сцене появляется все больше женщин, но зачастую они сталкиваются с непониманием и дискриминацией со стороны критики и коллег.

Но именно в это время Элла Фицджеральд становится во главе оркестра, заменив умершего Чика Вебба, и начинает головокружительную сольную карьеру. Джаз признан национальным достоянием: впервые в истории он звучит в святая святых Америки — Карнеги-холле.

 

7 серия. «Свингуем в ногу со временем» (1940-1942)

Вторая мировая война докатилась и до Америки. Джаз, это дитя борделей, еще недавно бывший изгоем, вдруг оказывается важным стратегическим оружием. Боевой дух солдат поднимают музыка Гленна Миллера и сестер Эндрюс (Andrews Sisters), оркестранты вступают в действующую армию или записывают «диски во имя Победы».

Но пока вся Америка марширует под звуки «Американского патруля», в Гарлеме трубач Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и саксофонист Чарли Паркер (Charlie Parker) начинают играть в совершенно новой манере: быстро, нервно, порой хаотично.

 

8 серия. «Посвящение хаосу» (1943-1945)

Европа охвачена войной. Запрещенный фашистами, джаз становится музыкой Сопротивления. Парадокс заключается в том, что те самые ценности, за которые джаз воюет в Европе, повсеместно попираются у него на родине, в Америке. Дюк Эллингтон пишет симфоническую сюиту о жизни чернокожей Америки «Черный, коричневый, бежевый».

Благодаря Луи Джордану (Louis Jordan) становится популярной музыка, которую вскоре назовут «ритм-энд-блюз», а Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи открывают новое направление джаза — бибоп (bebop). Когда о них узнает широкая публика, джаз навсегда станет другим.

 

9 серия. «Риск» (1945-1949)

Наступает эпоха «холодной войны». Она отражается в джазе рваными, ломаными ритмами и диссонирующими мелодиями «бибопа» и — бешеным, самоубийственным темпом жизни самой яркой его звезды, Чарли Паркера. Импровизации на грани фола, жизнь на грани риска, наркотики, толпы фанатов и последователей… Но у молодежи появляются новые кумиры — поп-музыка и Фрэнк Синатра (Frank Sinatra).

Луи Армстронг создает оркестр «Все звезды» — с белыми музыкантами, и в 1949 году его концерты в Новом Орлеане запрещают расисты. В то же время продюсер Норман Гранц (Norman Granz) требует равного отношения ко всем музыкантам. Гастроли его «Филармоник групп» продемонстрировали всей Америке не только блестящий джаз, но и шаткость расовых барьеров.

 

10 серия. «Неотразимое очарование» (1949-1960)

Целое поколение музыкантов словно решило доказать себе и публике, что даже гениального Чарли Паркера можно и нужно превзойти. Яркая и эксцентричная индивидуальность Телониуса Монка (Thelonious Monk) реализуется в совершенно особой музыке, не похожей ни на одну другую. Благодаря Джону Льюису (John Lewis) и его утонченному, элегантному «Модерн джаз квартету» бибоп выходит на качественно иной уровень.

В Калифорнии появился густой и сочный «кул джаз» (cool jazz), а Дейв Брубек (Dave Brubeck) создает из смеси джаза и классической музыки первый джазовый альбом-блокбастер «Тайм-Аут». В 34 года Чарли Паркер умирает от сверхдозы героина. Его соратник Майлз Дэвис (Miles Davis) выходит за рамки созданного им самим саунда и ведет джаз к новым горизонтам.

 

11 серия. «Приключение» (1956-1960)

Послевоенное процветание продолжается, но налицо и огромные перемены: телевидение, бегство из городов в пригороды, конфликт «отцов и детей». Появление молодых талантливых музыкантов дает импульс новым направлениям в музыке. В 1956 г. во всех хит-парадах царит Элвис Пресли (Elvis Presley), но в это же время записи Дюка Эллингтона расходятся рекордными тиражами. На авансцену выходят джазовая дива Сара Воан (Sarah Vaughan), гений саксофона Сонни Роллинс (Sonny Rollins) и ярчайшая звезда эпохи — Майлз Дэвис.

Его талант приносит джазу миллионы новых поклонников и образ «крутого парня» — новый тип звезды. С началом «тревожных шестидесятых» приходит вольный, как птица, авангардный джаз Джона Колтрейна (John Coltrane) и Орнета Коулмена (Ornette Coleman). Это — освоение и завоевание новых территорий, и это… уже совсем другая музыка. Впервые за всю историю существования джаза музыканты задаются вопросом: то, что мы играем, это еще джаз — или?..

 

12 серия. «Полночный шедевр» (1960 — наши дни)

Шестидесятые. Джаз переживает тяжелые времена. Умами молодежи владеет рок-музыка. Многие джазмены — как, например, блестящий саксофонист Декстер Гордон (Dexter Gordon) — уезжают в Европу. Другие — контрабасист Чарльз Мингус (Charles Mingus), саксофонист Арчи Шепп (Archie Shepp) и «авангардист» Джон Колтрейн — ищут место себе и своей музыке в изменившейся реальности. Майлз Дэвис продолжает свои эксперименты со звуком, и из соединения джаза и рока рождается «фьюжн» — новый, ставший фантастически популярным, саунд.

В 1976 году вместе с триумфальным возвращением из Европы Декстера Гордона возвращается и джаз. На сцену выходит новое поколение джазменов, символом которого стал трубач Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis): классическое музыкальное образование, умение импровизировать «по науке» и играть что угодно и как угодно. Свой столетний юбилей джаз встречает на новых высотах популярности.

 

Нет больше статей
X